| ДЕЛО | |
|---|---|
| Уникальный идентификатор дела | 76RS0010-01-2023-002792-75 |
| Дата поступления | 21.05.2025 |
| Категория дела | Прочие исковые дела → прочие (прочие исковые дела) |
| Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
| Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
| Судья | Харитонов Александр Сергеевич |
| Дата рассмотрения | 15.07.2025 |
| Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
| Результат в отношении решения апелляционной инстанции | Без изменения |
| РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
|---|---|
| Регион суда первой инстанции | 76 - Ярославская область |
| Суд (судебный участок) первой инстанции | Ростовский районный суд |
| Номер дела в первой инстанции | 2-645/2024 |
| Дата решения первой инстанции | 27.06.2024 |
| СЛУШАНИЯ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения Информация о размещении событий в движении дела предоставляется на основе сведений, хранящихся в учетной системе судебного делопроизводства | ||
| Судебное заседание | 24.06.2025 | 14:40 | 605 | Заседание отложено | в связи с прочими основаниями | 02.06.2025 | |||
| Судебное заседание | 08.07.2025 | 15:00 | 605 | Заседание отложено | в связи с прочими основаниями | 24.06.2025 | |||
| Судебное заседание | 15.07.2025 | 15:20 | 605 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 08.07.2025 | ||||
| ЖАЛОБЫ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
| 21.05.2025 | ОТВЕТЧИК | Сидоров А.И. | 26.05.2025 | 02.06.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ | ||||
| УЧАСТНИКИ | |||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
| ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Адвокат Ярославской областной коллегии адвокатов "Юрсервис" Адвокатской палаты ЯО Ковалев В.А | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Администрация городского поселения Ростов | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | ГБУ ЯО "Центр охраны окружающей среды" | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Министерство лесного хозяйства и природопользования по ЯО | ||||||||
| ОТВЕТЧИК | Сидоров А.И. | ||||||||
| ТРЕТЬЕ ЛИЦО | Федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное общество» (ФАУ РКО) | ||||||||
| ИСТЕЦ | Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры | ||||||||
I инстанция - Яковлева Л.В.
II инстанция - Равинская О.А., Гушкан С.А. (докладчик), Кутузов М.Ю.
Дело № 88-15445/2025
УИД 76RS0014-01-2024-001173-80
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 июля 2025 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Харитонова А.С.,
судей: Ивановой Т.В., Кислиденко Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-645/2024 по иску Ярославского транспортного прокурора Северо-Западной транспортной прокуратуры к Сидорову А. И. о запрете в коммерческих целях использовать причальное сооружение (причал, пирс), маломерные суда
по кассационной жалобе Сидорова А.И. на решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 июня 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 января 2025 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда об исправлении описки от 24 февраля 2025 года
Заслушав доклад судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С., объяснения Сидорова А.И. и его представителя Ковалева В.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Хатовой В.Э., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Ярославский транспортный прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Сидорову А.И. о запрете в коммерческих целях использовать причальное сооружение (причал, пирс), расположенный на берегу о.Неро вблизи <адрес> и маломерные суда с бортовыми номерами № и маломерное судно «Медуза» с бортовым номером № на о. Неро.
Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной проверки установлена незаконная эксплуатация вышеуказанных маломерных судов в целях оказания услуг по перевозке неопределенного круга лиц на коммерческой основе на о. Неро. Данные маломерные суда прошли государственную регистрацию в Реестре маломерных судов, по результатам внесения которой Сидорову А.И. выданы судовые билеты. Государственная регистрация судов осуществлена органами ГИМС МЧС России, которые осуществляют данные полномочия исключительно в некоммерческих целях. Сидоров А.И. эксплуатирует причальное сооружение (причал, пирс) для стоянки маломерных судов «Подозерка» для причаливания, швартовки маломерных судов, посадки (высадки) людей, стоянки и хранения маломерных судов, используемых в коммерческих целях без постановки на учет в Центре ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области как базы (сооружения) и соблюдения технических требований, утвержденных Приказом МЧС России от 20 июля 2020 года № 540.
Решением Ростовского районного суда Ярославской области от 27 июня 2024 года исковые требования удовлетворены частично. Сидорову А.И. на о. Неро в коммерческих целях запрещено использовать: маломерные суда с бортовыми номерами CA008RUS76, Р24-47ЯС и маломерное судно «Медуза» с бортовым номером CA0106RUS76; специальный объект (причальное сооружение, причал, пирс) в границах координат WGS 57°10 53.61456"N/39°24 38.09762"Е; 57° 10 54.0005 "N/39°2446.79993"E; 57°10 54.09989 "N/39°24 47.29978"Е; 57°10 53.01440 "N/39°24"38.59810 "Е) до регистрации в ГИМС МЧС России согласно Приказа МЧС России от 20 июля 2020 года № 540. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 января 2025 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда об исправлении описки от 24 февраля 2025 года решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 июня 2024 года изменено. Абзац второй резолютивной части решения после слов «в коммерческих целях использовать» дополнить словами «до регистрации в Государственном судовом реестре». В остальной части решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 июня 2024 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Сидоров А.И. просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права, неверную оценку юридически значимых обстоятельств.
В судебное заседание суда кассационной инстанции, иные участники процесса надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы не явились.
От Северо-Западной транспортной прокуратуры поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрение дела было назначено на 24 июня 2025 года, в судебном заседании был объявлен перерыв с 24 июня 2025 года по 08 июля 2025 года и с 08 июля 2025 года по 15 июля 2025 года.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанции без изменения, а кассационные жалобы, представление без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, с учетом возражений, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судом первой и апелляционной инстанций, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Сидоров А.И. в акватории о.Неро в г. Ростове использует самодельные маломерные суда с бортовыми номерами № и маломерное судно «Медуза» с бортовым номером №, зарегистрированными в реестре маломерных судов, для оказания услуг по организации возмездных водных прогулок неопределенному кругу лиц, то есть использует их вопреки установленным правилам в коммерческих целях.
Посадка и высадка пассажиров, стоянка и причаливание самодельных маломерных судов осуществляется на специально организованное плавучее сооружение (сборно-разборную конструкцию различной длины на металлических двухсотлитровых бочках) вблизи <адрес> в границах координат условных точек системы координат WGS 57° 10 53.61456"N/39°24 38.09762"Е; 57°10 54.0005 "N/39°24 46.79993"Е; 57°10 54.09989 "N/39°24 47.29978"Е; 57° 10 53.01440 "N/39°24 38.59810 "Е. В межнавигационный период эти сооружения разбираются.
Согласно информации Инспекторского участка г. Ростов Центра ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области в акватории о.Неро отсутствуют официально зарегистрированные базы (сооружения) для стоянки маломерных судов.
Согласно ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 года № 24-ФЗ (КВВТ РФ) судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих указанных реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В силу ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (пункт 1).
Государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом (пункт 2).
Согласно статье 35 КВВТ РФ подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию на возмездной основе за счет судовладельцев организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов и которые могут создаваться в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений, а также иностранными классификационными обществами, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов (пункт 1).
Классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов с выдачей свидетельств о классификации и иных судовых документов, указанных в подпунктах 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 14 настоящего Кодекса и подтверждающих соответствие судов этим правилам (пункт 2).
Маломерные суда, подлежащие государственной регистрации и используемые в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3).
В преамбуле Методических рекомендаций о порядке проведения Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России классификации маломерных судов в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», утв. письмом МЧС России от 27 сентября 2016 года N 29/1-3-1730, указано, что классификация маломерных судов в рамках технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам. Непосредственно организацию классификации осуществляет главный государственный инспектор по маломерным судам субъекта Российской Федерации. Плата за классификацию маломерных судов не взимается.
Приказом МЧС России от 15 августа 2021 года № 567 утвержден Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по освидетельствованию маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Приказом Минтранса России от 14 апреля 2016 года № 102 утверждено Положение о классификации и об освидетельствовании судов, в которых также содержатся правила освидетельствования судов в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2022 года № 132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Положение о ГИМС), Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (Правила надзора), а также Положение о классификации и освидетельствовании маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (Положение о классификации).
В соответствии с пп. «а», «б» п.4 Положения о ГИМС, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет свою деятельность в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.
Согласно п. 5 Положения о ГИМС, основными задачами государственной инспекции по маломерным судам является обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей и охраны жизни людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая внутренние водные пути и внутренние морские воды.
Исходя из п. 6 Положения о ГИМС, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет следующие функции: осуществляет государственный надзор за маломерными судами, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за безопасностью людей на водных объектах, оказывает государственную услугу по государственной регистрации маломерных судов, а также осуществляет учет поднадзорных объектов.
Приказом МЧС России от 27 июля 2023 года № 777, утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (Правила № 777).
Как следует из Правил № 777 государственной регистрации подлежат маломерные суда, используемые в некоммерческих целях право собственности и иные вещные права на маломерные суда, а также ограничения (обременения) этих прав (аналогичные положения содержались в п. 1 Правил № 355).
Государственная регистрация маломерных судов в реестре маломерных судов (Реестр) осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на которую возложено предоставление государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях (п. 2 Правил № 777, п. 2 Правил № 355).
В соответствии с п. 20 Правил № 777 при государственной регистрации маломерного судна в Реестре в судовой билет вносится информация по нормам оснащения маломерного судна спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием в соответствии с категорией сложности района плавания согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 г. № 33.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 34 КВВТ РФ государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, реестре арендованных иностранных судов, реестре строящихся судов осуществляет администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 121 «Об определении организаций, осуществляющих классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов» установлено, что российскими организациями, осуществляющими классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, в Российском международном реестре судов или в Российском открытом реестре судов, являются федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства» и федеральное автономное учреждение «Российское Классификационное Общество».
Приказом МЧС России от 20 июля 2020 г. № 540 утверждены Правила пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации (Правила № 540). Данные правила устанавливают единый порядок пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации и являются обязательными для физических и юридических лиц (п. 1.1 Приказа № 540).
Как следует из п. 1.2. Правил № 540, под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов (база-стоянка) понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов.
К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов.
Из п. 1.3. Правил № 540 следует, что учет баз-стоянок и надзор за ним осуществляется территориальными органами Государственной инспекции по маломерным судам, входящими в состав территориальных органов Министерств Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация: и ликвидации последствий стихийных бедствий (подразделения ГИМ (МЧС России).
На подразделения ГИМС МЧС России возложен контроль за выполнение требований Правил № 540.
В соответствии с требованиями п. 3.1. Правил № 540, ежегодно перед началом эксплуатации базы-стоянки её руководитель направляет в подразделение ГИМС МЧС России заявление-декларацию соответствия базы-стоянки требованиям Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок; маломерных судов в Российской Федерации (заявление-декларация).
Заявление-декларация направляется руководителем базы-стоянки подразделение ГИМС МЧС России по месту ее нахождения не менее чем за 31 дней до планируемой даты начала эксплуатации базы-стоянки, указанной в заявлении-декларации.
К заявлению-декларации прикладываются выдержки из проектно эксплуатационной документации, подтверждающие достоверность сведение указанных в заявлении-декларации.
Как следует из п. 3.3. Правил № 540, должностные лица подразделения ГИМС МЧС России в течение 5 рабочих дней проверяют соответствие заполнения поступившего заявления-декларации рекомендуемому образцу, также представленные документы. В случае соответствия заполнения заявления декларации установленным требованиям должностные лица ГИМС МЧС России осуществляют его регистрацию путем присвоения регистрационного номера.
В силу п. 3.8. Правил № 540 эксплуатация базы-стоянки допускается только при соблюдении требований Правил № 540. В разделе 2 Правил № 540 определены требования по обеспечению безопасности на базах - стоянках.
Из указанного следует, что регистрация маломерных судов, причальных сооружений в ГИМС МЧС, маломерных и иных судов, используемых в коммерческих целях, в Государственном судовом реестре и иных реестрах, установлено законом с целью обеспечения безопасности их эксплуатации. При этом требования к классификации и освидетельствованию судов, используемых в коммерческих и некоммерческих целях различны и осуществляются различными органами и организациями.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями Ярославским транспортным прокурором Северо-Западной транспортной прокуратуры указано, что использование Сидоровым А.И. в коммерческих целях маломерных судов, зарегистрированных в ГИМС МЧС, и эксплуатация причального сооружения без его регистрации в ГИМС МЧС противоречат требованиям законодательства об обеспечении безопасности эксплуатации маломерных судов и причальных сооружений. Для использования маломерных судов в коммерческой деятельности они должны быть зарегистрированы в Государственном судовом реестре, пройти необходимую классификацию и освидетельствование.
Эксплуатируемые в коммерческих целях самодельные маломерные суда зарегистрированы на Сидорова А.И., как на физическое лицо. В реестре маломерных судов и в судовых билетах, выданных Сидорову А.И. Центром ГИМС ГУ МЧС России по Ярославской области отсутствует информация о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя.
Фактически коммерческая деятельность Сидорова А.И. осуществляется без проверки используемых им маломерных судов и причального сооружения требованиям безопасности, предъявляемым к ним действующим законодательством. В связи с этим такая деятельность создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования в вышеуказанной части, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции (дополнив резолютивную часть в части), руководствуясь положениями норм права, регулирующих спорные правоотношения, установив юридически значимые обстоятельства по делу, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности и взаимной связи, исходил из того, что Сидоров А.И. осуществляет коммерческую деятельность с использованием незарегистрированного в установленном порядке причального сооружения и маломерных судов, зарегистрированных в реестре маломерных судов, предназначенном для регистрации судов, не используемых в коммерческих целях.
При этом суд исходил из того, что осуществляя предпринимательскую деятельность в акватории озера Неро, в том числе на основании договора о водопользовании, Сидоров А.И. обязан выполнять требования нормативных актов, регламентирующих безопасность коммерческого использования маломерных судов и причальных сооружений.
Судом также отклонены доводы со стороны Сидорова А.И. о том, что используемое для посадки-высадки пассажиров приспособление не является базой (сооружением) для стоянок маломерных судов, поскольку не является капитальным сооружением, является маломерным несамоходным судном, ранее стоявшим на учете в ГИМС, так как согласно п. 1.2. Правил № 540, под базой (сооружением) для стоянок маломерных судов понимается комплекс инженерных сооружений, предназначенных для стоянки и обслуживания маломерных судов. К базам-стоянкам следует относить расположенные на берегу и (или) акватории водного объекта специально организованные береговые и (или) плавучие сооружения, предназначенные для причаливания, швартовки маломерных судов, погрузки (выгрузки) грузов, посадки (высадки) людей, стоянки и (или) хранения маломерных судов.
Учитывая, что Сидоровым А.И. для посадки-высадки пассажиров используется плавучее сооружение, имеющее связь с берегом. Такое сооружение соответствует признакам базы-стоянки, содержащимся в абзаце втором пункта 1.2 Правил № 540, следовательно, использование на воде маломерного судна, не зарегистрированного ни в Государственном судовом реестре, ни в реестре маломерных судов ГИМС, не допускается ни в качестве маломерного судна, ни в качестве причального сооружения.
Выводы нижестоящих судебных инстанций соответствуют представленным в дело доказательствам, которым дана надлежащая оценка в их совокупности по правилам ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о том, что озеро Неро не входит в перечень внутренних водных путей Российской Федерации и на него не распространяются нормы КВВТ РФ, технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, правил плавания судов по внутренним водным путям и других нормативных актов, регулирующих плавание по внутренним водным путям, не служат основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и признаны несостоятельными.
Постановлением Администрации Ярославской области от 22 мая 2007 года № 164 утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Ярославской области (Правила № 164).
Согласно Правилам № 164 они разработаны в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19 «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям», приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 июля 2020 года № 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации», от 20 июля 2020 года № 540 «Об утверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации». Действие Правил распространяется на маломерные суда, длина которых не должна превышать двадцати метров и общее количество людей на которых не должно превышать двенадцати человек, и на базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (базы) (пункт 1.1).
Водные объекты могут использоваться гражданами для плавания на маломерных судах для собственных нужд в соответствии с действующим законодательством (пункт 1.2).
При пользовании водными объектами для плавания на маломерных судах судоводители маломерных судов обязаны выполнять требования Правил, а также Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 января 2018 года № 19 «Об утверждении Правил плавания судов по внутренним водным путям», Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 6 июля 2020 года № 487 «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации», обязательных постановлений капитанов речных портов, местных (бассейновых) правил плавания, правил шлюзования и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей и охрану окружающей среды на водных объектах (пункт 1.6).
Пользование маломерными судами разрешается при соблюдении установленных условий, норм и технических требований к пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, к осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием в соответствии с нормами оснащения судов, поднадзорных Центру ГИМС.
Пользование маломерным судном, подлежащим государственной регистрации, разрешается после его регистрации в Государственном судовом реестре (при использовании в коммерческих целях) или реестре маломерных судов (при использовании в некоммерческих целях), нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра) (пункт 2.1).
Под базой в Правилах понимается находящийся в пользовании юридических и физических лиц комплекс береговых и гидротехнических сооружений, а также других специальных объектов, расположенных на берегу и акватории поверхностного водного объекта или его части и предназначенных для стоянки, обслуживания и хранения маломерных судов и других плавучих средств (объектов) (пункт 3.1).
При пользовании базами собственники баз обязаны выполнять требования Правил, а также приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20 июля 2020 года № 540 «Об утверждении Правил пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов в Российской Федерации» (пункт 3.2).
Из вышеуказанного следует, что осуществляя предпринимательскую деятельность в акватории озера Неро, в том числе на основании договора о водопользовании, Сидоров А.И. обязан выполнять требования вышеуказанных нормативных актов, регламентирующих безопасность коммерческого использования как маломерных судов, так и причальных сооружений.
Кроме того, эксплуатация Сидоровым А.И. в коммерческих целях вышеуказанных самодельных маломерных судов в акватории о.Неро не входящего во внутренние водные пути не освобождает Сидорова А.И. от обязанности соблюдения приказов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченного осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию по обеспечению безопасности людей на водных объектах. При этом эксплуатация в коммерческих целях маломерного судна, зарегистрированного в реестре маломерных судов в акватории о.Неро, накладывает на сотрудника ГИМС, дополнительные обязанности и порождает установленные законом иные обязанности на Сидорова А.И., в том числе в отношении базы-стоянки.
Указанные требования действующего законодательства направлены на обеспечение безопасности граждан.
При этом, согласно п. 1 ст. 35 КВВТ, подлежащие государственной регистрации суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, подлежат классификации и освидетельствованию организациями, которые уполномочены федеральным органом исполнительной власти в области транспорта на классификацию и освидетельствование судов.
Приказом Минтранса России от 25.09.2012 № 355 РКО наделено полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Пунктом 2 статьи 35 КВВТ, классификация и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляются в соответствии с Положением о классификации судов, правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами классификации и постройки судов, правилами классификации и освидетельствования плавучих объектов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов.
В соответствии с Положением о классификации судов осуществляя классификацию судов внутреннего и смешанного плавания, РКО присваивает, подтверждает, возобновляет, аннулирует, восстанавливает классы судов, переклассифицирует суда, предъявляемые ему к освидетельствованию судовладельцам, а также выдает соответствующие документы и проводит оценку технического состояния судов и плавучих объектов на соответствие требований Правил.
Также, согласно представленного по запросу суда ответа Федеральное Автономное Учреждение «Российское Классификационное Общество» (РКО) от 21.06.2024 года, суда, используемые в коммерческих целях, при их эксплуатации на озере Неро, подлежат классификации и освидетельствованию организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование в соответствии со статьей 35 КВВТ, иное бы допускало перевозку пассажиров на судах без надлежащей оценки их технического состояния на соответствие установленным требованиям, что не обеспечивало бы техническую безопасность плавания судов.
Доводы кассационной жалобы, о том, что Ярославский транспортный прокурор не имел полномочий на обращение в суд с настоящим иском, не могут быть признаны обоснованными, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства, были предметом оценки и проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно отклонены как несостоятельные и не подлежат переоценке в рамках кассационного рассмотрения.
Применительно к положениям ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Несогласие Сидорова А.И. с данной судом оценкой его доводов и доказательств не свидетельствует о нарушении принципов состязательности и равноправия сторон.
Каких-либо иных доводов и обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, кассационная жалоба Сидорова А.И. не содержит. Доводы кассационной жалобы, сводятся к иному толкованию норм материального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу. Кроме того, полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не по пересмотру по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, которое является исключительным средством защиты своих прав. Отступление от этого принципа оправдано только тогда, когда является обязательным в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера. По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
При этом, согласно требований действующего законодательства одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, по смыслу которого является недопустимым пересмотр вступившего в законную силу судебного акта, только в целях проведения повторного слушания по делу и получения лицом, участвующим в деле, нового судебного акта. Наличие двух точек зрения по одному и тому же вопросу, не относится к нарушениям норм права и не является основанием, влекущим отмену состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.1, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ростовского районного суда Ярославской области от 27 июня 2024 года (в неизмененной части) и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 13 января 2025 года, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда об исправлении описки от 24 февраля 2025 года - оставить без изменения, кассационную жалобу Сидорова А. И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение составлено 25 июля 2025 года


