ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 69RS0023-01-2024-000305-54 |
Дата поступления | 24.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Войта Игорь Васильевич |
Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 69 - Тверская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Осташковский межрайонный суд Тверской области |
Номер дела в первой инстанции | 2а-268/2024 |
Дата решения первой инстанции | 09.09.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Ракитский Николай Витальевич |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 13:00 | 405 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 28.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
24.01.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Осташковского МО | 27.01.2025 | 27.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Администрация Осташковского МО | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 им.Академика А.И.Савина" | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Осташковская межрайонная прокуратура Тверской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Отдел образования Администрации Осташковского ГО | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Панкратова А.А. |
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-4217/2025
05 февраля 2025 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П.,
судей Войты И.В., Алексеева А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области на решение Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 27 ноября 2024 года по административному делу № 2а-268/2024 года по административному исковому заявлению Осташковского межрайонного прокурора Тверской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Осташковского городского округа Тверской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им, академика А.И. Савина» о возложении обязанности провести комплексное обследование технического состояния здания образовательного учреждения с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией.
Заслушав доклад судьи Войты И.В., выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации ДраеваТ.К. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд заявлением об оспаривании бездействия Администрации Осташковского городского округа Тверской области, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. академика А.И. Савина», выразившегося в непроведении обследования и мониторинга технического состояния зданий в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, ГОСТ 31937-2024. Прокурор просил возложить обязанность на Администрацию Осташковского городского округа выделить денежные средства, необходимые для проведения работ по комплексному обследованию технического состояния зданий муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. академика А.И. Савина» (далее - МБОУ «СОШ № 1»), расположенных по адресам: Тверская область, г. Осташков, ул. Володарского, д. 13 (адрес 1); <адрес>адрес 2); <адрес> (адрес 3), с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и возложить на МБОУ «СОШ № 1» обязанность по организации и проведению работ по комплексному обследованию технического состояния зданий с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024 в течение трёх месяцев со дня поступления финансирования на указанные цели.
Требования мотивированы тем, что МБОУ «СОШ № 1» является образовательным учреждением и осуществляет образовательную деятельность в указанных выше зданиях, комплексное обследование технического состояния которых с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937- 2011, не проводилось.
При этом проведение указанных работ необходимо для получения данных о техническом состоянии зданий и напрямую связано с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.
19 февраля 2024 года в адрес заведующего отделом образования Администрации Осташковского городского округа внесено представление, по результатам рассмотрения которого указанные нарушения не устранены по причине отсутствия денежных средств в бюджете на эти цели.
Администрация Осташковского городского округа Тверской области является учредителем и собственником имущества МБОУ «СОШ №1», осуществляет финансовое обеспечение оказываемых школой услуг в сфере образования и осуществляет финансирование поддержание имущества, переданного в оперативное управление МБОУ «СОШ №1» в надлежащем состоянии. Таким образом, именно на Администрацию Осташковского городского округа Тверской области в силу закона возложена обязанность по финансированию указанных работ.
Непроведение эксплуатационного контроля за состоянием зданий МБОУ «СОШ № 1» путем привлечения специализированной организации может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, что создает угрозу их обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасные условия обучения детей, причинения вреда их жизни и здоровью, что, в свою очередь, нарушает права учащихся на безопасные, соответствующие предъявляемым требованиям условия обучения, нарушает положения Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Решением Осташковского межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2024 года требования прокурора удовлетворены, оспариваемое бездействие признано незаконным, на Администрацию Осташковского городского округа возложена обязанность выделить денежные средства в сумме, необходимой для проведения указанных выше работ в зданиях школы, а на МБОУ «СОШ № 1» возложена обязанность организовать проведение данных работ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 27 ноября 2024 года решение частично изменено, абзацы третий и четвёртый изложены в следующей редакции:
«Возложить на Администрацию Осташковского городского округа Тверской области и МБОУ «СОШ № 1» обязанность в пределах полномочий каждого из административных ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение работ по обследованию технического состояния зданий МБОУ «СОШ № 1», расположенных по адресам: <адрес> специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2024».
В кассационной жалобе Администрации Осташковского городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам неправильного применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов, обстоятельствам административного дела.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывается, что проведение комплексных работ должно проводиться и оплачиваться МБОУ «СОШ № 1».
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2025 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», части 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» право на охрану здоровья обеспечивается в том числе путём создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан. Целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, духовному и нравственному развитию детей, защиту их от фактов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 и части 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими защиту жизни и здоровью обучающихся, работников образовательной организации, а также несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке, в частности за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.
Согласно пунктам 6, 7, 8 и 9 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно- технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Согласно статье 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Федеральный закон № 384-ФЗ) безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения. Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо (статья 55.25 ГрК РФ).
Приказом Госстандарта от 10 апреля 2024 года № 433-ст взамен ГОСТ 31937-2011 с 01 мая 2024 года введен в действие ГОСТ 31937-2024 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Согласно пунктам 4.1 и 4.2 ГОСТ 31937-2024 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят специализированные организации. Первое обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий (сооружений) рекомендуется проводить не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий (сооружений) или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). По результатам проведения обследования составляют отчет, включающий в себя заключение по форме приложения А или Б, или по форме, установленной специализированной организацией в зависимости от вида обследования. Рекомендуемый срок следующего обследования указывают в отчете по результатам обследования.
В силу пункта 5.1.1 ГОСТ 31937-2024 обследование технического состояния зданий (сооружений) может включать в себя обследование строительных конструкций и грунтов основания либо также включать обследование систем инженерно-технического обеспечения (комплексное обследование).
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ 31937-2024 заключается в определении технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества грунтов основания, строительных конструкций и систем инженерного обеспечения с учетом изменений, происходящих во времени, для установления возможности его дальнейшей эксплуатации или, при необходимости, состава и объема работ по капитальному ремонту или реконструкции.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 37 названного закона, статьями 35, 36 Устава Осташковского городского округа Тверской области местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Осташковского городского округа, наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе обеспечивает исполнение бюджета.
Как следует из материалов дела, МБОУ «СОШ № 1» является образовательным учреждением, осуществляющим свою образовательную деятельность в зданиях, расположенных по адресам: №
Согласно техническому паспорту здания построены в разные годы: до 1917 года, в 1969 году, в 1988 году.
Осташковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения градостроительного законодательства и законодательства о защите прав <данные изъяты> в деятельности образовательных учреждений, расположенных на территории Осташковского городского округа, в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства комплексное обследование технического состояния зданий МБОУ «СОШ № 1» с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями действующего на момент выявления нарушений РОСТ 31937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», не проводилось.
19 февраля 2024 года в адрес заведующего отделом образования администрации Осташковского городского округа Тверской области внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании.
18 марта 2024 года заведующим отделом образования администрации Осташковского городского округа Тверской области Свистаковой А.Ю. направлен ответ на представление, в котором сообщалось, что заключение договора с уполномоченной организацией, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий образовательных организаций, подведомственных отделу образования будет возможно осуществить при выделении дополнительных ассигнований из бюджета Осташковского городского округа. Корректировка доходной части бюджета невозможна, поскольку дополнительные доходы в бюджет не поступают. Руководители образовательных учреждений Осташковского городского округа привлечены к дисциплинарной ответственности по результатам рассмотрения представления.
Постановлением администрации Осташковского городского округа от 01 июня 2020 года № 779 утвержден Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 им. академика А.И. Савина».
Учредителем и собственником имущества Учреждения является администрация Осташковского городского округа Тверской области. Функции, полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация Осташковского городского округа (пункт 1.6 Устава).
Имущество школы является муниципальной собственностью (пункт 1.8 Устава) и передано школе на праве оперативного управления по договору от 21 ноября 2008 года, заключенному между Комитетом по управлению имуществом МО «Осташковский район» и МБОУ «СОШ № 1».
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение положений действующего законодательства комплексное обследование технического состояния зданий школы с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями, действующего на момент выявления нарушений, не проводилось.
Изменяя решение, суд апелляционной инстанции, исходил из следующего.
Положениями статей 74, 154, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что к полномочиям главного распорядителя бюджетных средств отнесены обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утверждёнными бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, осуществление планирования расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований, распределение этих денежных средств, их лимитов по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, исполнение соответствующей части бюджета.
Понуждение администрации Осташковского городского округа Тверской области к выделению финансирования является ограничением его права как главного распорядителя бюджетных средств на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к его компетенции, в том числе вопроса, какими силами и за счёт каких средств, обеспечить деятельность подведомственных ему учреждений, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанции верными, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, подтвержденным совокупностью собранных по делу доказательств, получивших надлежащую правовую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов первой и апелляционной инстанций, по существу, повторяют позицию административного ответчика, изложенную при рассмотрении дела в судах обеих инстанций, направлены на иную правовую оценку обстоятельств дела, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Отсутствие финансовой возможности в исполнении требований прокурора в результате недостаточности финансирования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению безопасности зданий образовательных учреждений с их финансовыми возможностями.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Осташковского Межрайонного суда Тверской области от 09 сентября 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 27 ноября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Осташковского городского округа Тверской области – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
