ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 68RS0001-01-2023-004246-76 |
Дата поступления | 17.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействий) должн. лиц администрации следственных изоляторов и исправительных учреждений: → Жалобы лиц, содержащихся (-вшихся) под стражей, связанные с ненадлежащими условиями содержания |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Ульянкин Дмитрий Васильевич |
Дата рассмотрения | 12.03.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 68 - Тамбовская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Октябрьский районный суд г. Тамбова (Тамбовская область) |
Номер дела в первой инстанции | 2а-3458/2023 |
Дата решения первой инстанции | 22.12.2023 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Храпцова Екатерина Александровна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 10:10 | 403 | Заседание отложено | необходимость совершения иных процессуальных действий | 20.01.2025 | |||
Судебное заседание | 05.03.2025 | 10:00 | 403 | Заседание отложено | неявка кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания | 05.02.2025 | |||
Судебное заседание | 12.03.2025 | 09:50 | 403 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 05.03.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
17.01.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Пискунов Е.В. | 20.01.2025 | 20.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Медицинская часть № 4 ФКУЗ МСЧ-68 УФСИН России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Пискунов Евгений Васильевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | УФСИН России по Тамбовской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Фельдшер Медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России по Тамбовской области Иванова Е.В. | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФСИН России |
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88а-3549/2025
12 марта 2025 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ульянкина Д.В.,
судей Климовского Р.В., Иванова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Пискунова Евгения Васильевича на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 22 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии Тамбовского областного суда от 19 июня 2024 года, вынесенные по административному делу № 2а-3548/2023 по административному исковому заявлению Пискунова Евгения Васильевича к ФСИН России, УФСИН России по Тамбовской области, ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России, фельдшеру медицинской части № 4 Ивановой Е.В., ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В., судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пискунов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Тамбовской области о признании незаконным бездействия, компенсации за нарушение условий содержания в размере 500 000 рублей.
В обоснование ссылался на то, что он отбывал наказание в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области с 29 июля 2022 года.
Административный истец является инвалидом № группы бессрочно и в связи с имеющимся заболеванием (стома) по индивидуальной программе реабилитации инвалида ему требуются медикаменты и медицинское оборудование. Однако необходимые ему медикаменты в медицинской части № 4 ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России отсутствовали и он был вынужден приобретать их за свой счет.
Вместе с тем в период времени, с августа 2022 года по апрель 2023 года индивидуальная программа реабилитации инвалида запрошена не была, в связи с чем на протяжении 10 месяцев он был лишен возможности надлежащим образом обслуживать себя, у него образовались <данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты>.
В апреле 2023 года он был этапирован в ФКУ СИЗО-1 г. Орла в порядке ст.77.1 УИК РФ, где сотрудниками указанного учреждения в течение недели после его прибытия была запрошена индивидуальная программа реабилитации инвалида, и в течение месяца он был обеспечен необходимыми медикаментами.
На основании вышеизложенного, просил признать незаконным бездействие административного ответчика и взыскать компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 500 000 рублей.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 22 декабря 2023 года, административные исковые требования удовлетворены частично. В пользу Пискунова Е.В. взыскана компенсация за незаконное бездействие, выразившееся в непринятии мер по запросу индивидуальной программы реабилитации инвалида, необеспечение средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, в период с августа 2022 года по апрель 2023 года в размере 30000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 19 июня 2024 года, решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 22 декабря 2023 года изменено, сумма компенсации уменьшена до 20000 рублей. В остальной части указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд кассационной инстанции 17 января 2025 года, административным истцом ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву неправильного применения судами норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Принимавший в судебном заседании участие посредством систем видеоконференц-связи административный истец Пискунов Е.В. доводы кассационной жалобы поддержал и просил удовлетворить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для её удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основанием
для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие
выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
При рассмотрении настоящего дела таких нарушений не допущено.
Статьей 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Закона № 181-ФЗ).
Согласно ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации (абилитации инвалида) (ИПРА инвалида) - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее – УИК РФ) определены задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, а именно: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В ст. 101 УИК РФ предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Приказом Минюста России от 22.09.2015 № 222 утвержден Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях (далее - Порядок), предусматривающий проведение реабилитационных мероприятий и обеспечение услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, со стороны администрации исправительного учреждения.
В пунктах 2, 5 Порядка установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.
Приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее также - ИУ) и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее - Правила N 110).
В пункте 466 Правил № 110 указано, что Администрацией ИУ и медицинской организацией УИС обеспечиваются условия для проведения реабилитационных мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, пользования ими техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными ИПРА инвалидов.
Администрация ИУ обеспечивает осужденных к лишению свободы, являющихся инвалидами, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации (пункт 468 Правил N 110).
Кроме того, в пункте 2 Приказа Минюста России от 22.09.2015 № 222 также содержится указание, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Пискунов Е.В. осужден приговором Мценского районного суда Орловской области от 11 февраля 2022 года по ч.2 ст.314.1, ч.2 ст.162 УК РФ ему назначено наказание в виде лишения свободы. Начало срока 12 июля 2022 года конец срока 2 апреля 2026 года.
Пискунов Е.В. прибыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области 29 июля 2022 года.
В период времени с 26 октября 2022 года по 15 ноября 2022 года находился в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-68 ФСИН России.
7 апреля 2023 года находился в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Орловской области.
22 июня 2023 года прибыл в ФКУ ИК-8 УФСИН России по Тамбовской области.
Пискунов Е.В. имеет заболевание, является инвалидом № группы бессрочно, нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации.
Согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) № 343.8.51/2017 от 22 июня 2017 года ему рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе <данные изъяты>
Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что со стороны администрации исправительного учреждения допущено нарушение в виде непринятия мер для своевременного запроса ИПРА в отношении Пискунова Е.В. для обеспечения его техническими средствами реабилитации инвалида, согласно индивидуальной программе реабилитации. Определяя размер компенсации, исходя из указанных обстоятельств, суд принял решение о необходимости взыскания в пользу Пискунова Е.В. суммы компенсации в размере 30000 рублей.
Изменяя решение суда первой инстанции в части суммы компенсации, уменьшив ее сумму до 20000 рублей, суд апелляционной инстанции исходил из объема допущенных нарушений условий содержания в исправительном учреждении, учета характера и длительности этих нарушений, принимая во внимание совокупность установленных по делу обстоятельств, руководствуясь принципами разумности и справедливости, полагал установленную судом первой инстанции сумму компенсации завышенной.
Судебная коллегия с указанными выводами суда апелляционной инстанции соглашается, поскольку они основаны на вышеприведенных нормах материального права, и собранных по делу доказательствах, получивших оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
Частью 2 статьи 12.1 УИК РФ установлено, что компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Таким образом, размер компенсации определяется судом в зависимости от характера допущенных нарушений и причиненных заявителю ограничений. При этом характер таких ограничений оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых были допущены нарушения условий содержания в исправительном учреждении. Оценка разумности и справедливости размера компенсации относится к прерогативе суда.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судом апелляционной инстанции норм материального права не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, либо опровергали бы изложенные в нем выводы.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 22 декабря 2023 года в неизмененной части, апелляционное определение судебной коллегии Тамбовского областного суда от 19 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Пискунова Евгения Васильевича – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 14 марта 2025 года.
Председательствующий
Судьи
