ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 77RS0007-02-2024-003105-12 |
Дата поступления | 10.01.2025 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Жалобы на решение, дейст. (безд.) лицензирующего органа: → Иные жалобы на деятельность (незаконные действия / бездействие / акт) лицензирующего органа |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Жудов Николай Владимирович |
Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 77 - Город Москва |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Замоскворецкий районный суд (Город Москва) |
Номер дела в первой инстанции | 2а-328/2024 |
Дата решения первой инстанции | 15.03.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Хайретдинова Наталья Григорьевна |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 12:20 | 407 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 20.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
10.01.2025 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Беркхед С. | 16.01.2025 | 16.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Министерство юстиции РФ | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Саманта Беркхед |
Дело № 88а-3519/2025 г.
(номер дела, присвоенный судом первой инстанции 2а-328/2024 г.)
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Москва 5 февраля 2025 года
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В.,
судей Жудова Н.В., Матина А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Саманты Беркхед на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 ноября 2024 года, вынесенные по административному иску Саманты Беркхед к Министерству юстиции Российской Федерации о признании незаконным распоряжения о включении в реестр иностранных агентов, обязании исключить из указанного реестра,
заслушав доклад судьи Жудова Н.В., выслушав объяснения представителя Минюста России Московских В.И., возражавшего по жалобе, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Саманта Беркхед обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) о признании незаконным распоряжения от 17 ноября 2023 года №1515-р о включении в реестр иностранных агентов интернет-издания «The Moscow Times» и обязании исключить из указанного реестра.
Требования мотивированы тем, что Саманта Беркхед является журналистом, участником интернет-издания (главным редактором) «The Moscow Times». Включение интернет-издания в реестр, а также указание административного истца в качестве его участника является незаконным, поскольку нарушает гарантированное нормами международного права и Конституцией России право на свободу выражения мнения, распространение информации, влечет невозможность осуществления профессиональной деятельности.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 октября 2024 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 декабря 2024 года, административный истец просит об отмене состоявшихся судебных актов с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении административных исковых требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права, неверную оценку представленных доказательств. Приводит доводы о том, что административный ответчик не имел законных оснований для принятия оспариваемого распоряжения и не доказал обоснованность принятого решения в судебном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами по делу не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее по тексту - Закон №255-ФЗ) для целей данного Федерального закона под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 указанного Федерального закона.
Исходя из положений частей 1, 3, 4 статьи 5 Закона №255-ФЗ, пунктов 2, 24 Порядка ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 ноября 2022 г. № 307, в целях учета иностранных агентов уполномоченным органом ведется реестр. Ведение реестра иностранных агентов в целях их учета осуществляет Департамент по защите национальных интересов от внешнего влияния Минюста России; сведения об иностранных агентах, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.minjust.gov.ru).
Как следует из частей 1 и 2 статьи 2 Закона № 255-ФЗ, под иностранным влиянием, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимается предоставление иностранным источником лицу поддержки и (или) оказание воздействия на лицо, в том числе путем принуждения, убеждения и (или) иными способами.
В силу части 1 статьи 4 того же Федерального закона под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные данной статьей.
В свою очередь под политической деятельностью понимается деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия (часть 2).
Политическая деятельность осуществляется в частности в следующих формах: распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике; формирование общественно-политических взглядов и убеждений (пункты 4, 5 части 5).
В силу пункта 2 части 6 статьи 4 Закона №255-ФЗ к видам деятельности, указанным в части 1 статьи 1 данного Федерального закона, относятся также распространение предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), и (или) участие в создании указанных сообщений и материалов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 года №3417-р установлен объем содержащихся в реестре иностранных агентов сведений, подлежащих размещению на официальном сайте Минюста России в отношении иных объединений лиц, к числу которых отнесено полное наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) участников (при наличии) (п.4 п.п. «в»).
По делу установлено, что 17 ноября 2023 года Минюстом России принято распоряжение № 1515-р о включении иного объединения лиц интернет-издания «The Moscow Times» в реестр иностранных агентов в соответствии с частью 7 статьи 7 Закона № 255-ФЗ.
В адрес интернет-издания «The Moscow Times» направлено уведомление №10-136223/23 от 21.11.2023 г., которым интернет-издание проинформировано о принятом распоряжении.
Согласно официальному сайту Минюста России (https://minjust.gov.ru/ru/pages/reestr-inostryannykh-agentov/) в реестр иностранных агентов включены участники названного объединения, в том числе Саманта Беркхед.
Проверяя наличие оснований для принятия указанного распоряжения, суд первой инстанции установил, что согласно представленным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в адрес Министерства юстиции Российской Федерации сведениям, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в числе прочего, были выявлены новостные публикации и аналитические материалы интернет-источника, не зарегистрированного в средствах массовой информации «The Moscow Times», в которых распространяются материалы, созданные иностранными агентами, осуществляется критика проводимой Российской Федерацией специальной военной операции на Украине и в связи с этим действий Президента Российской Федерации и органов государственной власти, выражаются мнения о принимаемых органами публичной власти решениях и проводимой ими политике. Кроме того, было установлено, что офис главной редакции интернет-издания находится в Амстердаме, Королевство Нидерландов; главным редактором издания является административный истец, которая проживает там же.
Суд, проанализировав закон и представленные доказательства, пришел к выводу о том, что интернет-издание «The Moscow Times» является иным объединением лиц без образования юридического лица, находящимся под иностранным влиянием, осуществляет политическую деятельность и распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы и участвует в создании таких сообщений и материалов.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией районного суда.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего дела подтверждено, что оспариваемое распоряжение закону не противоречит, поскольку оно принято уполномоченным органом и при наличии к тому оснований, свидетельствующих о том, что интернет-издание «The Moscow Times», находясь под иностранным влиянием, осуществляет отдельные виды деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 4 Закона № 255-ФЗ, и такая деятельность соответствует критериям иностранного агента, указанным в части 1 статьи 1 Закона № 255-ФЗ.
Признание интернет-издания «The Moscow Times» иностранным агентом и указание в реестре на Саманту Беркхед в качестве его участника, в соответствии с данным Федеральным законом, не может быть признано ограничивающим права и свободы административного истца, не является дискриминацией, не свидетельствует о нарушении принципа равенства, права административного истца на свободу слова и распространение информации, право на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной жизни, защиту чести и доброго имени, охраняемые Конституцией Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что включение интернет-издания «The Moscow Times» в реестр возлагает на него несение дополнительных обязанностей, а также влечет ограничение его прав, и не является необходимым в целях защиты конституционно охраняемых ценностей и интересов, получили надлежащую правовую оценку судами.
Отвергая доводы административного истца о нарушении положений Международного акта о гражданских и политических правах, судебная коллегия отмечает, что осуществление права на свободу выражения мнения (и свободу прессы), может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, ее независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
Оснований, влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.
Таким образом, законность и обоснованность принятых по настоящему административному делу судебных актов, сомнений у судебной коллегии не вызывает.
В свою очередь, несогласие административного истца с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела, не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба административного истца подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 15 марта 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 21 октября 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение составлено 14 февраля 2025 года.
Председательствующий
Судьи
