ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 37RS0021-01-2023-001175-80 |
Дата поступления | 17.12.2024 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Прочие дела по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 КАС РФ). → Об оспаривании решений об аннулировании разрешения на временное проживание, вида на жительства (статьи 7 и 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации") |
Вид обжалуемого судебного акта | Судебное РЕШЕНИЕ |
Из Верховного Суда Российской Федерации | нет |
Судья | Ульянкин Дмитрий Васильевич |
Дата рассмотрения | 05.02.2025 |
Результат рассмотрения | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Регион суда первой инстанции | 37 - Ивановская область |
Суд (судебный участок) первой инстанции | Фурмановский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-13/2024 |
Дата решения первой инстанции | 10.01.2024 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Княжевский Виктор Станиславович |
СЛУШАНИЯ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Судебное заседание | 05.02.2025 | 11:00 | 403 | Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ | 21.01.2025 |
ЖАЛОБЫ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата поступления | Процессуальный статус заявителя | Лицо, подавшее жалобу (заявитель) | Дата передачи жалобы на изучение | С истребованием дела | Дата опр. об оставл. жалобы без движения / напр. уведомления | Срок для устранения недостатков | Дата поступления исправленной жалобы | Дата вынесения определения по итогам изучения | Результат изучения жалобы |
17.12.2024 | АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Охоян А.А. | 19.12.2024 | 19.12.2024 | 10.01.2025 | 20.01.2025 | 21.01.2025 | ВОЗБУЖДЕНО КАССАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПЕРЕДАНО ДЛЯ РАССМОТРЕНИЯ В СУДЕБНОМ ЗАСЕДАНИИ СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ОВМ ОМВД России по Фурмановскому району | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Охоян Аветик Арменович | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Пименова Ангелина Юрьевна | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Талызин Сергей Владимирович | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | УМВД России по Ивановской области | 3729017713 | 370201001 | 1023700554910 |
ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№88а-3612/2025
05 февраля 2025 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Циркуновой О.М.,
судей Ульянкина Д.В., Иванова Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Охояна Аветика Арменовича на решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 10 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2024 года, вынесенные по административному делу № 2а-13/2024 по административному исковому заявлению Охояна Аветика Арменовича к отделению по вопросам миграции ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области, заинтересованное лицо: УМВД России по Ивановской области, о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В., судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказа ОВМ ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области в принятии, регистрации и рассмотрении по существу заявления и документов о выдаче вида на жительство в Российской Федерации и обязать административного ответчика принять у Охояна А.А. заявление и пакет документов, поданный 21 марта 2023 года для передачи их в УМВД России по Ивановской области для регистрации и рассмотрения по существу.
В обоснование ссылался на то, что 21 марта 2023 года обратился по месту своего фактического пребывания в Российской Федерации в ОВМ ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области с заявлением об оказании государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство на территории Российской Федерации в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2022 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).
Представленные Охояном А.А. документы были проверены сотрудником органа внутренних дел, у которого не имелось каких-либо замечаний, однако они не были приняты по основанию, указанному в п.53.7 Административного регламента МВД России «О предоставлении государственной услуги по выдаче иностранным гражданам или лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам или лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации», утвержденного Приказом МВД России от 11.06.2020 № 417 (далее – Административный регламент), со ссылкой на предоставление в качестве удостоверяющего личность документа, не предусмотренного статьей 10 Федерального закона № 115-ФЗ, о чем заявителю была выдана справка.
Охоян А.А. считает, что в данном случае документом, удостоверяющим его личность, является заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 21 июня 2022 года, выданное УМВД России по Ивановской области. Иного документа административному истцу получить не представляется возможным, поскольку он покинул территорию Республики Армения в 1999 году в малолетнем возрасте, уехав на постоянное место жительства в Российскую Федерацию с родителями, с тех пор территорию России не покидал, паспорта других стран не имеет, гражданство каких-либо государств не получал. Территориальная и правовая связь с Республикой Армения утрачена, родственников, жилья или иного имущества там не имеется.
Ранее Охоян А.А. как лицо без гражданства имел разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации сроком действия с 1 июня 2016 года по 1 июня 2019 года.
В связи с изложенным, Охоян А.А. считает оспариваемое решение административного ответчика незаконным, нарушающим его права.
Решением Фурмановского районного суда г. Иваново от 10 января 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2024 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей во Второй кассационный суд общей юрисдикции 17 декабря 2024 года, административным истцом ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель УМВД России по Ивановской области по доверенности ФИО5 возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации и отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
С учетом абзаца 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 115-ФЗ вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
Согласно пункту 10 статьи 8 указанного закона порядок выдачи вида на жительство, замены вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, о замене вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден Приказом МВД России от 11 июня 2020 года № 417 (далее – Административный регламент).
Пунктом 53.3 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в приеме заявления о предоставлении государственной услуги и документов являются отсутствие документов, представление которых предусмотрено Административным регламентом, за исключением подачи заявления в электронной форме с использованием Единого портала.
Иностранный гражданин, имеющий родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающих в Российской Федерации, подает, среди прочего, документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (пункты 2, 31, 26.5 Административного регламента).
Как следует из материалов дела и установлено судами, что согласно свидетельству о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии АБ №, выданному Араратским территориальным отделом ЗАГС, Охоян А.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в Республике Армения г. Арарат.
Согласно сведениям ЦГБДУИК Охоян А.А. прибыл на территорию Российской Федерации 1 июля 2022 года в г. Фурманов Ивановской области вместе с родителями.
25 июня 2012 года Охоян А.А. получил аттестат об основном общем образовании.
13 февраля 2015 года получил диплом о среднем профессиональном образовании в ОГБПОУ Профессиональный лицей № 7 г. Фурманов Ивановской области.
Вступившим в законную силу решением Фурмановского городского суда Ивановской области от 17 ноября 2015 года по гражданскому делу № 2-2170/2015 установлен факт проживания Охояна А.А. на территории Российской Федерации с конца 1999 года по дату вынесения решения (в том числе на 1 июля 2022 года).
19 апреля 2016 года Охоян А.А. обратился в УФМС России по Ивановской области с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, указав в графе гражданство (подданство) – лицо без гражданства. На основании указанного заявления Охояну А.А. заключением от 1 июня 2016 года выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации. На основании пп.7 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ заключением УМВД России по Ивановской области от 8 мая 2019 года ранее выданное разрешение на временное проживание на территории Российской Федерации аннулировано.
Согласно ответам Полиции Республики Армения паспортно-визовое управление № 8255 от 5 февраля 2020 года на запросы УВМ УМВД России по Ивановской области Охоян А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно ст.1 Закона Республики Армения «О гражданстве Республики Армения» является гражданином Республики Армения. Паспортом гражданина Республики Армения не документирован; по данным архива паспортно-визового управления Республики Армения по вопросу вида на жительство иностранного гражданина Охоян А.А. не обращался.
На основании заключения об установлении личности от 21 июня 2022 года личность Охояна А.А. уроженца г. Арарат Республики Армения установлена как иностранного гражданина – гражданина Республики Армения.
Из данного заключения следует и не оспаривалось административным истцом, что родители Охояна А.А.: мать - ФИО6, уроженка <адрес>, приобрела гражданство Российской Федерации 5 сентября 2018 года; отец – ФИО1, уроженец <адрес>, приобрел гражданство Российской Федерации 24 марта 2021 года.
30 июня 2022 года по заявлению Охояна А.А. ему выдана справка № 13 для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации.
21 марта 2023 года Охоян А.А. обратился в ОВМ ОМВД России по Фурмановскому району Ивановской области с заявлением о выдаче вида на жительство, указав в графе гражданство (подданство) – «считаю себя лицом без гражданства, никакого гражданства не имел и не приобретал», предоставив в качестве документа, удостоверяющего личность заключение об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства от 21 июня 2022 года.
В принятии указанного заявления Охояну А.А. было отказано, о чем ему выдана справка.
Разрешая настоящий спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суды, руководствуясь положениями Федерального закона № 115-ФЗ, Административным регламентом, пришли к правильному выводу о законности оспариваемого отказа в выдаче вида на жительства, поскольку административным истцом не было представлено документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в соответствии с нормами действующего законодательства, в связи с чем действия регистрационного органа по возврату заявления совершены с соблюдением установленного порядка в пределах полномочий и компетенции уполномоченного органа и прав административного истца не нарушают.
С учетом приведенных правовых позиций, исходя из установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку в нарушение требований Административного регламента Охоян А.А., будучи гражданином Республики Армения, не представил административному ответчику необходимый для оказания государственной услуги пакет документов, а именно документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина. При этом ссылка административного истца на то, что он является лицом без гражданства, опровергается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку судов по правилам статьи 84 КАС РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства личного характера, в том числе наличие родителей – граждан Российской Федерации, при указанных фактических обстоятельствах не могут служить поводом для признания оспариваемого решения нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым дана надлежащая оценка, не содержат новых обстоятельств, которые бы опровергали выводы судов, сводятся к оспариванию правомерности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Фурмановского городского суда Ивановской области от 10 января 2024 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Охояна Аветика Арменовича – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 7 февраля 2025 года.
Председательствующий
Судьи:
